Art & Craft (1850-1914)
Aestetic Movement
Карнак

 

на главную
НАТАЛИЯ И ВАДИМ
НАШИ РАБОТЫ
ТВОРЧЕСКИЙ АРХИВ
ТЕОРИЯ+ПРАКТИКА
ВСЯКО РАЗНО
ОРНАМЕНТЫ

 

Стиль, как трактует его словарь иностранных слов, это единство основных идейно-художественных особенностей, отличительных черт проявляющихся в творчестве писателя, художника, архитектора, композитора и т. п.. В более широком смысле – то же что течение в искусстве.
Эскиз Чарльза Ренни Макинтоша

СТИЛИ ВО ВРЕМЕНИ

Стоит отметить, что стили можно разделить на две категории, исторические и синтетические стили. Что такое исторический стиль, понятно каждому, это стиль относящийся к определённой эпохе, а синтетический стиль - это стиль, синтезированный каким-либо человеком, например, стиль Сальвадора Дали, или сложившийся в короткий отрезок времени в какой-либо узкой группе, например панк стиль или стиль хиппи и тому подобные. Конечно, любой синтетический стиль неразрывно связан с определённым временным отрезком и всем ходом мировой истории, хотя не стоит отрицать и роль конкретной личности в истории искусства. Искусство этот тот род человеческой деятельности, где уникальность каждой личности, проявляется максимально, поэтому рассматривать историю искусства и дизайна в отрыве от изучения творчества конкретных художников, задача не выполнимая.

Время – самая загадочная штука, может так кажется сегодня, но на заре цивилизации оно текло как-то медленнее, равномернее. Многовековая культура Древнего Египта отличается поразительной стилевой цельностью, как будто египтяне тогда были абсолютно лишены индивидуализма, как будто это культура создана не человеческими особями, а колонией пчёл или других социальных насекомых. В более поздние времена, периоды главенства какого-либо стиля сокращаются.

Безусловно, общая история оказывала огромное влияние на историю искусства, на формирование текущей стилистики. Так, например, период 1945 - 1958, Charlotte & Peter Fiell называют "Послевоенным". Или многие стили названы по имени королей или королев, правивших в ту эпоху. Потом, ещё позже, примерно в середине второго тысячелетия, в Европе происходит стилевое отделение искусства аристократии от народного искусства. И вот наступает 20 век, такое ощущение, что с конца 19 века происходит какой-то стилевой обвал, всё и сразу появляется в последнюю четверть 19 века, эпохой эклектики называли этот период в советском искусствоведении, мне больше нравится название «Историзм». И вот появляется первый синтетический стиль - «Модерн», забавно, что он дал обобщённое название всей стилистике 20 века, поэтому его очень часто смешивают с названием всего современного. Очень часто приходится под названием «Модерн» видеть товары не имеющие к историческому «Модерну» никакого отношения.
Модерн - это русское название, во Франции его называли
Art Nouveau, в Германии он получил название Jugendstil.
Этот стиль был создан художниками, специально, сознательно, первый, но не последний случай в истории искусства.
В 20 веке бешеными темпами начинает развиваться техника и технология, промышленное производство, как следствие этого искусство ремесленника быстро переходит в разряд кустарной экзотики.
Первые промышленные товары проектировались как подражание кустарным изделиям или к ним вообще не считали нужным применять какие-либо эстетические категории. К середине 30 годов 20 века, формируется новое явление на стыке изобразительного искусства и промышленного конструирования, которое получает название «дизайн».
Дизайн возник из практической необходимости создавать предметы потребления новым, промышленным способом. Теория шла следом за практикой. И всё же, изучать историю дизайна надо начинать задолго до момента появления самого этого понятия. В энциклопедии Дизайна Charlotte & Peter Fiell первый описанный стиль. Art & Craft (1850-1914).
Хотя, чтобы осмыслить массу нюансов в искусстве 20, а дизайн имеет к нему самое непосредственное отношение, необходимо копать значительно глубже.

Art & Craft «Искусство и ремесла» -  движение, существовавшее в Британии с середины 19 века до начала Первой мировой войны. Дикий капитализм и промышленное производство, высасывающее из  рабочих всю жизненную энергию, породили социалистические настроения в британской интеллигенции и утопические проекты альтернативного способа изготовления продукции, некоторые из которых были реализованы.
Средневековый цех, где мастерство передавалось от учителя ученику, стал идеальной моделью, платформой для построения нового ремесла, где мастер вы ступал как творец, а не раб, «привязанный» к рычагам машин. Машины олицетворяли абсолютное зло, многие идеалисты искренне полагали, что жизнь проистекала бы иначе, не придумай человек машину.  Наверно, двойственна сама природа человека, он хочет и боится перемен.

Британия, со времён королевы Анны, отличалась своеобразным развитием убранства интерьера от континентальной Европы. Движение Art & Craft, будучи английским, оказало влияние на развитие всего европейского и американского дизайна. Art & Craft, можно назвать предтечей Модерна, для своего времени, это и был "Модерн" в современном понятии этого термина. Название "Модерн" переводится как современное, новое искусство. Это вызывает определенную терминологическую путаницу. Обычно человек воспринимает слово «современность» применительно к своему времени. Первый готический собор тоже был назван - Opus modernum.
Не случайно многие и сейчас под словом «модерн» понимают нечто очень современное и авангардное. Art & Craft существовал в одно время с «Викторианским» в чистом виде стилем. Иногда их смешивают, когда разделяют исторические стили исключительно по временному признаку, но это крайне не верно, так как «Искусство и ремёсла», было для своего времени крайне радикальным и прогрессивным движением, которое идеологически противостояло викторианскому пуританству. Даже в самом кратком обзоре, рассказывая движении Art & Craft, нельзя не упомянуть его идеолога, Уильяма Морриса. С его именем ассоциируются своеобразные обои того времени с роскошными растительными орнаментами, их так и называют «Моррисовские». Я бы, пожалуй, даже рискнула назвать его минималистом своего времени, ведь в Викторианскую эпоху, когда количество деталей в интерьере было просто не мыслимым для современного человека, он написал: " Не имейте в своем доме ничего, кроме того, что считаете полезным и называете красивым".


В эпоху королевы Виктории (1837-1901), по имени которой и назван "Викторианский" стиль, уже было единовременное существование нескольких стилистик. Art & Craft пересекается и с Aestetic Movement, Эстетизмом, который можно было бы назвать «Романтизмом» или «Историзмом», в советском искусствоведении произведения этого периода не редко снабжали приставкой «Псевдо». Псевдо готика, например. Но искусство всегда основывалось на своей собственной истории, например, эпоха Возрождения, тоже может быть с успехом названа Псевдо Античность, ан нет, высокий стиль. Наверно, это всё время, вот прошло сто лет, и всё стало классикой. Иногда приходится сталкиваться с тем, что классикой, называют абсолютно все исторические стили, вплоть до Макинтоша и Гауди. На самом деле, это наверно правильно, потому что всё от ДревнейГреции до Art Nouveau, для нас уже и есть классика, надо только понять, какую классику представляет себе каждый конкретный заказчик дизайна интерьера.

НАТАЛИЯ И ВАДИМ СИДЕЛЬЦЕВЫ

 

 

Стул в стиле "Модерн"
Art Nouveau (1880-1910)
Aestetic Movement
Art & Craft (1895)
Hosted by uCoz