НАТАЛИЯ И ВАДИМ СИДЕЛЬЦЕВЫ
Art Nouveau - один из самых интересных, с точки зрения орнаменталиста, периодов истории искусства.
Этой статьёй я начинаю небольшой цикл, посвящённый "Сюжетам Art Nouveau".
Павлин
Лишь мрачный аскет, для которого весь мир только "юдоль печали" и "разврат", для которого жить па этом свете уже само по себе казалось дьявольской хитростью, мог усмотреть в павлине отрицательный символ.
Даже гностики, которые на пороге средневековья пытались раскрыть тайны божьего промысла (и в результате впоследствии почти все обратились в ересь), выбрали павлина как выражение своих мистико-философских откровений. "Если внимательно приглядеться к его оперению, мы найдем 365 различных красок. Стало быть, это космологическая птица, ведь Василид различал 365 различных небес (по числу дней в году).
Интересно, что яйцо павлина бледно и невзрачно. И вот оно - чудо! Из ничего рождается радуга - это семя, спрятанное в яйце, ищет себе выход.
Так же, как яйцо павлина становится ярким и красочным, будучи оплодотворенным семенем павлина-петуха, так и мир нуждается в божьем семени, чтобы стать привлекательным" (В. Шульц).
На римских монетах павлин обозначает апофеоз дочерей императора, так же как орел обозначает триумф победителей .
Павлиний хвост, в частности, появляется в восемьдесят четвертой эмблеме "Символического искусства" Босха в качестве символа смешения всех цветов, а также идеи целого . Этим объясняется, почему в христианском искусстве он выступает как символ бессмертия и нетленной души .
В индуистской мифологии рисунок его крыльев, напоминающий бесчисленные глаза, считается представляющим звездное небо.
Солнечный символ, связанный с культом дерева и Солнца, а также с пеоном. Символизирует бессмертие, долголетие, любовь. Естественный символ звезд на небе и, как следствие, вознесения на Небеса и бессмертия. Связан с бурей, поскольку становится беспокоен перед дождем, а его танец во время дождя отражает символику спирали. Болтливость, чванливость и тщеславие - относительно поздние коннотации. Буддизм: сострадание и бдительность. Веер из павлиньих перьев -- атрибут Авалокитешвары, отождествляемого также с Гуань-инь и Амитабхой, как символ сострадания. Китай: достоинство, высокий ранг, красота. Атрибут Гуань-инь и Сы ВанМу. Перо павлина вручалось при получении высокого ранга за заслуги и означало благосклонность императора. Эмблема династии Мин. Христианство: бессмертие, воскресение, душа, прославленная перед Господом, поскольку павлин обновляет свое оперение, а его мясо считалось непортящимся. "Сто глаз" всевидящей Церкви. Символизирует также святых, поскольку его хвост напоминает нимб. Павлин, сидящий на сфере или державе, олицетворял способность подняться над мирскими вещами. Его перо - эмблема святой Варвары. Древняя Греция: солнечный символ, символ бога-птицы Фаона "трясущегося". Первоначально - атрибут Пана, затем заимствованный Герой как символ звездного свода. Глаза Аргуса были разбросаны Герой по его хвосту. Индуизм: иногда - верховое животное Брахмы; на павлине ездят также Лакшми и бог войны Сканда-Карттикея; когда верхом на нем сидит бог любви Кама, это символизирует нетерпеливое желание. Павлин - эмблема богини мудрости, музыки и поэзии Сарасвати. В Иране павлины, стоящие с двух сторон Древа Жизни, означают дуализм и двойственную природу человека. Символизирует также царскую власть: трон персидских шахов назывался "павлиньим троном". Ислам: свет, который "увидел самость, как павлина с распущенным хвостом". Глаз павлина ассоциируется с Оком Сердца. Японский боддхисаттва Кудзяку-Мае всегда сидит на павлине. Рим: птица Юноны с тем же значением, что и -в случае Геры. Эмблема императрицы и дочерей императора.
Декоративная птица, происходящая из Индии, где она, благодаря роскошному веерообразному хвосту. считалась символом Солнца.
Через Вавилонию. Персию и Малую Азию она достигла Самоса и стала там священной птицей в храме Геры. В 5 в. до н.э. в Афинах павлины как экзотическая редкость показывались за деньги, а во 2 в. до н.э. в Риме они являлись священными птицами Юноны.
В Индии некоторые боги изображались скачущими верхом на павлинах.
На Западе павлин считался истребителем змей, а переливающиеся краски хвостового оперения приписывались его способности превращать змеиный яд в солнечную субстанцию.
На Востоке курдской сектой езидов ("поклонники дьявола") павлин рассматривается как Мелек Таус (царь Павлин), посланник Бога: в исламе он считается символом космоса или больших небесных тел Солнца и Луны.
В раннем христианстве также предпочтение отдавалось позитивным толкованиям павлина. Его мясо считалось нетленным (символ Христа в гробу), потеря перьев и их новое отрастание весной равным образом рассматривались как символ обновления и воскресения. Продолжала действовать и античная народная вера, согласно которой кровь павлина изгоняет демонов. Довольно часто павлин представлялся на изображениях грота в Вифлееме, где родился Христос: два павлина, которые пьют из одной чаши, указывают на духовное возрождение, а херувимы (см. Ангел) нередко обнаруживают четыре крыла из павлиньих перьев. "Глаза" павлинов понимались как указание на божественное всеведение, павлинье мясо вплоть до Нового времени считалось пищей, придающей силы больным. Негативные черты отмечаются в тексте раннехристианского "Физиологуса": Павлин "расхаживает, с удовольствием глядит сам на себя и потряхивает своим оперением, важничает и высокомерно взирает вокруг себя. Но если он посмотрит на свои лапы, он гневно вскрикнет, гак как они не соответствуют остальному его облику". Если христианин, таково символическое толкование, увидит свои достоинства, он, возможно, возликует; "но когда ты увидишь свои ноги, а именно: свои изъяны, тогда обратись с жалобой к Богу и возненавидь несправедливость, как павлин ненавидит свои лапы, чтобы ты явился перед (небесным) женихом оправданным".
Этим запускается в обращение обычное для сегодняшнего дня символическое значение, которое со времен средневековья в книгах о животных ("Бестиариях") делает павлина птицей, символизирующей тщеславие, роскошь и высокомерие (надменность). Под этим подразумевался и духовный проповедник. "Когда хвалят павлина, то он поднимает и распускает свой хвост, как и иной проповедник при похвале льстецов в тщеславном величии превозносит свой дух. Если он поднимает свой хвост, то его зад оголяется, и он становится посмешищем, когда он заносчиво чванится. Значит, павлин должен держать свой хвост низко, чтобы все, что делает учитель, смиренно исполнить" (Унтеркирхер). В эпоху барокко на изображениях сцен крестного пути на Голгофу Иисус, лишенный своих одежд, искупает за людей грех тщеславия, которое представлено помещенным рядом павлином.
У миннезингеров эта птица считалась воплощением и олицетворением надменности, заносчивой гордости ("Он ходил горделиво туда и обратно, совсем как павлин", Гуго Тримбергский).
В Китае позитивное толкование было заимствовано из индийского региона (богиня Сарасвати скачет верхом на павлине, Индра восседает на павлиньем троне), павлин олицетворяет красоту и достоинство, изгоняет злые силы и танцует при виде прекрасных женщин. Перья павлина были отличительным знаком маньчжурского императора и выставлялись в вазах. В китайском саду также содержались павлины.
В образном мире алхимии переливающийся красками павлинии хвост в некоторых текстах и изображениях считается признаком намечающегося превращения низших субстанций в высшие. в других - символом неудачного процесса, который приносит с собой только шлак (caput mortuum - мертвая голова).
В геральдике павлин выступает лишь иногда (например, гербовая фигура графов фон Вид, шлем-сокровище графов фон Ортенбург, павлиний хвост как шлем-сокровище эрцгерцогов Австрии, павлинье опахало как украшение гербовых шлемов князей фон Шварценберг, графов фон Хеннеберг и др.), причем, естественно, здесь предполагалось позитивное толкование образа павлина (воскресение, сияние).
Сияющая слава, бессмертие, величие, неподкупность, гордость.
Сверкающее великолепие хвоста самца павлина — причина сравнения его с бессмертными богами, а следовательно, с бессмертием.
Так как змеи в иранской символике считались врагами солнца, полагали, что павлин убивает змей, чтобы использовать их слюну для создания радужных бронзово-зеленых и сине-золотых «глаз» на перьях своего хвоста. К этой легенде добавлялась идея, что мясо павлина не поддается разложению.
В исламском декоративном искусстве единство противоположностей (солнце в зените рядом с полной луной) изображалось в виде двух павлинов под Мировым Древом.
Павлины широко известны как эмблема величия, королевских полномочий, духовного превосходства, идеального создания.
В Персии шахский двор назывался «трон Павлина».
Отсюда, с Востока, пришло в Европу изображение павлина либо просто павлинье перо в шляпе рыцаря как символ его высоких нравственных помыслов.
Некоторое противоречие можно усмотреть в том, что индийский Марс, бог войны Картикейя, сын мудрого Шивы, скачет на павлине, однако на самом деле никакого противоречия тут нет: если вчитаться в древние индийские книги, посвященные военному искусству, мы увидим, что войны тогда не были средством массового истребления людей, какими стали войны XX века - скорее это были турниры, нечто подобное рыцарским состязаниям в Европе.
Эти состязания старались сделать как можно более пышными и зрелищными. Нередко, как если бы все протекало по заранее подготовленному сценарию, кровавая схватка между представителями насмерть враждовавших родов завершалась вдруг обручением юноши и девушки из обоих кланов и праздником, который мог длиться неделями.
Символизм и глубокое восприятие окружающего мира, сочетаются в Art Nouveau с удивительно выразительными и красивыми внешними формами и образами, которые не так часто рассматривают с точки зрения философии. Когда я училась в ВУЗе, о Модерне, принято было говорить, как о буржуазном, внешне чрезмерно эстетизированном и поверхностном стиле. На самом же деле, выбор сюжетов, в эпоху Art Nouveau был абсолютно не случаен и глубоко продуман, ведь все художники, которые творили тогда, за редким исключением, имели глубокое академическое образование, которое предполагало знание и мифологии и символики. Если учесть всеобщее увлечение культурой Востока, в тот период, то можно представить, какой интересный культурно исторический замес лежит в основе философии искусства Модерна.
Павлин -символизирует пестрое многообразие мира
Павлин нередко делается олицетворением бесконечного разнообразия, веселого духа, с которым Бог творил эту землю, развлекаясь как хотел.
В индийской мифологии, когда Кришна и Радха - две ипостаси бога Вишну - танцуют и забавляются в вечной радости любви, на них смотрят павлины. Существуют культовые игрушки, например: Кришна и Радха качаются на качелях, а на столбах качелей мы снова видим павлинов. Пестрый павлин словно говорит нам: как бы тяжела ни была жизнь, какие неприятные сюрпризы она бы нам ни приносила, это неизбежно, надо находить радости в жизни и верить, что ее многообразие позволит всегда найти положительную грань.
При индийском дворе павлин всегда сопровождал изображение обоих божеств - Кришны и Радхи - и был символом образцовой жизни в любви и красоте.
Jules-Aime Lavirotte, (1900-1901) Apartment Block, Paris, France
Металлические накладки на деревянной резной двери выполнены в виде стилизованных павлинов, а решётки в виде павлиньих перьев.
Внизу, интерьер вдальневосточном духе, "Павлинья комната". На стене роспись с изображением двух павлинов.