НАТАЛИЯ И ВАДИМ СИДЕЛЬЦЕВЫ
Китч– - продукт творчества, претендующий на художественную ценность, но не обладающий ею. Обычно кич характеризуется поверхностностью, сентиментальностью, слащавостью и стремлением к усилению эффекта.
греч.Kitsch - безвкусица
КИТЧ (от польск. Сус — поделка). Термин, имевший хождение в 1960 — 1970-е гг. и к настоящему времени вышедший из моды, так как его сменило более веское понятие постмодернизм. По сути, КИТЧ есть зарождение и одна из разновидностей постмодернизма.
Китч — это массовое искусство для избранных. Произведение, принадлежащее к Китчу, должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нем должен быть увлекательный сюжет. Но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В Китче могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий.
Китч (китч, нем. Kitsch — халтурить, создавать низкопробные произведения; нем. Verkitchen — дешево распродавать, продавать за бесценок, делать дешевку; англ. for the kitchen — «для кухни»), дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект
Синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика. Возник в прикладном искусстве. В художественной промышленности 2-й пол. XIX — нач. XX вв. К. распространился как промышленная имитация уникальных изделий.
Позже Китч распространился на все сферы искусства: от станковой живописи до всех видов искусства, в т.ч. не только традиционные — литература, музыка, театр, архитектура, но и кинематограф, телевидение.
В 1960—1980-е гг. предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры.Особую популярность Китч получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео в различных формах стандартизированного бытового украшения. К. захватывает сферу не только самодеятельного и профессионального искусства, но народное искусство, куда проникают элементы дефольклоризации, псевдохудожественные произведения.
В каждой стране обнаруживаются национальные особенности Китча. Широкое распространение Китч получил и в России.
В современном мире Китч настолько распространен, что специалисты выделяют несколько его разновидностей (Т. А. Фетисова). Ретро китч—мода на классический исторический Китч. Сегодня многие коллекционируют классический Китч: статуэтки, коробочки, коврики, открытки. Ярмарочный Китч - современные рыночные кошки-копилки, игрушки, отдаленно напоминающие народные, и другие поделки. Нео китч, включающий в себя дизайн-Китч, гаджет - Китч (различного рода сувениры, отличающиеся поражающей нелепостью: авторучка — карманный фонарик, запонки с термометром или пушка, стреляющая сигаретами). Кэмп — псевдоинтеллектуальные образчики наиболее уродливых проявлений китча.
Для Китча характерны набор суррогатов, стереотипов, сентенциозность, набор житейских формул, помпезность. В отличие от подлинных видов искусства К., не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, но стремится к созданию незамутненного, самоуверенного спокойствия. Подражая высоким художественным образцам, К. намеренно низводит их до банальности и пошлости. Паразитируя на высоком искусстве, К. тяготеет также ко всему таинственному, непознанному. Отсюда интерес к теософии, антропософии, оккультным наукам, но без стрессов и метаний. Поэтому в К. распространены упрощенные образцы сатанизма. Предметом интереса Китча являются также скандальные сенсации, модные проблемы, современные научные идеи, поданые в вульгаризованном, поверхностном виде.
Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.